Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 комбинированного вида» ПРИНЯТО: Общим собранием МА ДОУ № 48 протокол № ___ « ___ » _________2023г. УВЕРЖДАЮ: Заведующий МА ДОУ 48 Приказ №______ «___» _________ 2023г. «Об организации развивающей предметнопространственной среды ДОУ» ГО Краснотурьинск, 2023 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение «Об организации развивающей предметно пространственной среды муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48 комбинированного вида» (МА ДОУ № 48) (далее Положение) разработано в соответствии с: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Минобороннауки от 17.10.2013 № 1155 с изм., утв. приказом Минпросвещения от 21.01.2019 № 31 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Минобороннауки от 31.07.2020 № 373 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - СанПиН 2.3./2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) с изм. и доп. от 27.08.2015 г.; - Устав МА ДОУ, утв. постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 08.11.2018г. № 208-Д. 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МА ДОУ (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда МА ДОУ (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе МА ДОУ; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; учёт возрастных особенностей детей. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда МА ДОУ (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования МА ДОУ (далее – Программа). Образовательное пространство МА ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: 3 - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в МА ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в МА ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений МА ДОУ, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих МА ДОУ (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ МА ДОУ 3.1. МА ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы. 3. 4 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора МАДОУ. 4.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 4.3. Положение принимается на неопределенный срок. 5 6 7