Положение о системе планирования воспитательного образовательного процесса.pdf

СОГЛАСОВАНО
Общим собранием
МА ДОУ № 48
Протокол от«Ж»
№

УТВЕ
Заве
2023г.

МА

№48
.П.

«
7»*°

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе планирования
воспитательно-образовательного процесса
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 48
комбинированного вида»

г.о. Краснотурьинск
2023г.

г.о. Краснотурьинск
2023г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации». Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
- федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847) (для общеразвивающих групп);
- федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022
г. № 1022 (для групп компенсирующей направленности);
- основной образовательной программой муниципального
автономного
д ошкольного
образовательного
учреждения
«Детский
сад
№48
комбинированного вида» (далее МА ДОУ №48).
1.2. Данное
Положение
устанавливает
систему
планирования
воспитательно-образовательного процесса, единые требования к форме и
содержанию планирования образовательной работы в ДОУ для реализации
общеобразовательной программы. Планирование образовательного процесса
является составной и обязательной частью профессиональной деятельности педагога.
1.3. Календарно-тематический
план
(далее
План)
воспитательно-образовательного процесса в группах - это заблаговременное
определение порядка, последовательности осуществления образовательной
программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и
методов работы.
2. Цели и задачи календарно-тематического планирования.
2.1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой
возрастной группе.
2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и
последовательно.
2.3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии
детей.
2.4. Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной
деятельности.

3. Принципы календарно-тематического планирования.

3.1. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
3.2. Принцип развивающего образования. Обеспечивать единство воспитательных,
обучающих и развивающих задач в процессе образования детей дошкольного
возраста.
3.3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (решать поставленные цели
при использовании разумного «минимума» материала).
3.4. Принцип вариативности и разнообразия методов и форм организации
образовательной работы. Принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в
специфических для них видах деятельности.
3.5. Принцип календарно-тематического построения образовательного процесса.
4.

Требования к структуре, содержанию календарно-тематического
планирования

4.1. План должен быть лаконичным, информационно-содержательным, реальным,
отражать специфику деятельности ДОУ;
4.1.1.
методически
грамотным,
корректируемым адекватно меняющейся
образовательной ситуации, содержать региональный компонент;
4.1.2.
составляться на основе анализа и учета результатов продвижения (затруднений)
детей на предыдущем этапе;
4.1.3.
учитывать возрастные потребности детей, зону их ближайшего развития;
4.2. Выполнять требования ФГОС ДО и СанПиН:
4.2.1. планировать образовательную деятельность с учетом основных направлений
развития ребенка (образовательные области): социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического;
4.2.2. при планировании и организации образовательного процесса учитывается
время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательноисследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
(утренний прием детей, утренняя гимнастика, завтрак, прогулка в первую
половину дня, обед, динамический час после дневного сна, полдник, прогулка
во вторую половину дня, вечер);
- самостоятельную деятельность детей в предметно-развивающем пространстве,
организованном с учетом возрастных потребностей в игре, познании
окружающего мира, общении со сверстниками, творческой самореализации.
- взаимодействие
с
семьями
детей
по
реализации
основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.
Эффективным средством решения образовательных задач в непосредственно
организованной деятельности (НОД) с младшими дошкольниками является
дидактическая игра, «занимательное дело». При планировании непосредственно
образовательной деятельности со старшими дошкольниками и составлении
расписания допустимо использовать термин «занятие» (как дидактическая форма
обучения).
4.3. Организация образовательного процесса с учетом требований санитарных правил
и нормативов:
4.4. При составлении расписания педагогам необходимо учитывать, что максимально
допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет:
- 10 занятий с детьми четвертого года жизни,
- 10 занятий с детьми пятого года жизни,
- 12 занятий с детьми шестого года жизни,
- 13 занятий с детьми седьмого года жизни
4.5. Нормативы времени:
- Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни не превышает 15 минут,
для детей 5го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не
более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Перерывы
между занятиями - не менее 10 минут.
- В летний период продолжительность прогулки увеличивается. Проводятся
спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, походы, развлечения,
исследования. Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой
пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр,
наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений,
исследований и др.), требует корректировки плана.
- Соблюдение выше перечисленных требований делает процесс планирования
лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный
процесс - здоровъесберегающим.
4.6. При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются
основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с
определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в
иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития
помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами
общения и познания окружающего мира, формирует компетентность при решении
несложных жизненных ситуаций.
4.7. Кроме основного тематического плана необходимо иметь дополнительное
методическое и дидактическое сопровождение: конспекты занятий, проектов,
сценарные планы занятий иного дела, тексты художественных произведений,
дидактические игры, игры и игровые упражнения, творческие задания для
самостоятельной исследовательской деятельности, картотеки, прогулочные карты,

которые педагоги вправе разрабатывать самостоятельно для реализации Программы,
и удовлетворения возникающих потребностей участников образовательного
процесса, что положительно влияет на повышение качества образовательной
деятельности и имидж ДОУ. Дополнительная тематическая информация
обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и
реальной образовательной ситуации.
Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и
интеграции осуществляется педагогом на неделю.
4.8. Примерный характер сроков и тем указывает на возможность внесения
изменений в план:
- с учетом индивидуальных особенностей и текущих интересов детей группы,
что обусловлено одним из основных принципов, указанных в п.1.4 ФГОС
дошкольного образования. В частности, принцип индивидуализации
дошкольного образования предполагает, что ребенок проявляет активность в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- с учётом независящих от ДОУ обстоятельств (прекращение образовательного
процесса в связи с карантином, ремонтом, аварийных ситуаций и прочее).

5. Требования к оформлению календарно-тематического плана.

5.1. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком или набран на
компьютере.
5.2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф.И.О.
обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.
5.3. План должен содержать следующие разделы:
- годовые задачи ДОУ;
- режим дня группы;
- список детей группы;
- учебный план на учебный год;
- расписание непосредственно образовательной деятельности (НОД);
- циклограмма образовательной деятельности (приложение №1).
- календарно-тематический план на неделю;
- календарный план воспитательной работы;
- страница контроля (в конце рабочей тетради) для занесения результатов
проверок;
- условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые
воспитателями группы).
5.4. При планировании разнообразной детской деятельности указывается дата, форма
детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО), тема НОД, литература, страница,
ссылки на картотеки.
5.5. Содержание календарно-тематического плана структурируется по блокам и

оформляется в виде таблицы. Вариант таблицы для общеразвивающих групп
представлен в приложении №2. Аналогично строится планирование для групп с ТРН
(ОНР).
- Непосредственно
организованная
образовательная
деятельность
(в
соответствии с расписанием)
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
-совместная деятельность взрослого и детей
-самостоятельная деятельность детей
5.6. При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов
целесообразно использовать циклограмму (приложение №2), позволяющую педагогу
установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности,
распределить развитие детей по основным направлениям и видам деятельности.
5.7. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты диагностики
и результаты НОД (непосредственно образовательной деятельности) в соответствии
циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных
моментов.
5.8. Обогащение педагогического процесса планируется еженедельно в соответствие
с темой недели.
5.9. Последняя страница тетради календарно-тематического плана воспитателями не
заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя.

6. Документация и ответственность.

6.1. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя.
6.2. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется старшим
воспитателем не реже одного раза в месяц, а так же в соответствии с
запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями, решениями
педагогического совета.
6.3. Старший воспитатель на специально отведенной странице фиксирует дату
проверки, цель и рекомендации, с которыми знакомит воспитателей и следит за их
выполнением.
6.4. Темы и структура плана утверждается на Педагогическом совете на учебный год.
6.5. Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым
Положением. Изменения, дополнения принимаются решением на Педагогическом
совете МА ДОУ №48 и оформляются в форме дополнения к настоящему Положению.
6.6. Основным содержанием плана воспитательной работы являются события,
рекомендованные ФОП ДО, примерные темы, социально значимые для ребёнка,
общества, семьи и вызывать его личный интерес. Примерными темами для изучения с
детьми могут быть:
- события, описанные в художественных произведениях;
- реальные события, происходящие в жизни детей;
- события, специально смоделированные педагогом;

- тематические мероприятия, проводимые в рамках реализации творческих
проектов;
- сезонные явления в природе;
- праздники, традиции.
Мероприятия календарного плана воспитательной работы, согласно рекомендуемых
дат, вносятся в календарно-тематический план.


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Согласен(а) на обработку, хранение и направление моих персональных данных в целях Согласие обработки персональных данных

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».