СОГЛАСОВАНО Общим собранием МА ДОУ № 48 Протокол от«Ж» № УТВЕ Заве 2023г. МА №48 .П. « 7»*° ПОЛОЖЕНИЕ о системе планирования воспитательно-образовательного процесса Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48 комбинированного вида» г.о. Краснотурьинск 2023г. г.о. Краснотурьинск 2023г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; - федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (для общеразвивающих групп); - федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022 (для групп компенсирующей направленности); - основной образовательной программой муниципального автономного д ошкольного образовательного учреждения «Детский сад №48 комбинированного вида» (далее МА ДОУ №48). 1.2. Данное Положение устанавливает систему планирования воспитательно-образовательного процесса, единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ для реализации общеобразовательной программы. Планирование образовательного процесса является составной и обязательной частью профессиональной деятельности педагога. 1.3. Календарно-тематический план (далее План) воспитательно-образовательного процесса в группах - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. 2. Цели и задачи календарно-тематического планирования. 2.1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе. 2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно. 2.3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей. 2.4. Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности. 3. Принципы календарно-тематического планирования. 3.1. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) 3.2. Принцип развивающего образования. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих задач в процессе образования детей дошкольного возраста. 3.3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (решать поставленные цели при использовании разумного «минимума» материала). 3.4. Принцип вариативности и разнообразия методов и форм организации образовательной работы. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в специфических для них видах деятельности. 3.5. Принцип календарно-тематического построения образовательного процесса. 4. Требования к структуре, содержанию календарно-тематического планирования 4.1. План должен быть лаконичным, информационно-содержательным, реальным, отражать специфику деятельности ДОУ; 4.1.1. методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации, содержать региональный компонент; 4.1.2. составляться на основе анализа и учета результатов продвижения (затруднений) детей на предыдущем этапе; 4.1.3. учитывать возрастные потребности детей, зону их ближайшего развития; 4.2. Выполнять требования ФГОС ДО и СанПиН: 4.2.1. планировать образовательную деятельность с учетом основных направлений развития ребенка (образовательные области): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического; 4.2.2. при планировании и организации образовательного процесса учитывается время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (утренний прием детей, утренняя гимнастика, завтрак, прогулка в первую половину дня, обед, динамический час после дневного сна, полдник, прогулка во вторую половину дня, вечер); - самостоятельную деятельность детей в предметно-развивающем пространстве, организованном с учетом возрастных потребностей в игре, познании окружающего мира, общении со сверстниками, творческой самореализации. - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эффективным средством решения образовательных задач в непосредственно организованной деятельности (НОД) с младшими дошкольниками является дидактическая игра, «занимательное дело». При планировании непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками и составлении расписания допустимо использовать термин «занятие» (как дидактическая форма обучения). 4.3. Организация образовательного процесса с учетом требований санитарных правил и нормативов: 4.4. При составлении расписания педагогам необходимо учитывать, что максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет: - 10 занятий с детьми четвертого года жизни, - 10 занятий с детьми пятого года жизни, - 12 занятий с детьми шестого года жизни, - 13 занятий с детьми седьмого года жизни 4.5. Нормативы времени: - Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни не превышает 15 минут, для детей 5го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. - В летний период продолжительность прогулки увеличивается. Проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, походы, развлечения, исследования. Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др.), требует корректировки плана. - Соблюдение выше перечисленных требований делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс - здоровъесберегающим. 4.6. При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность при решении несложных жизненных ситуаций. 4.7. Кроме основного тематического плана необходимо иметь дополнительное методическое и дидактическое сопровождение: конспекты занятий, проектов, сценарные планы занятий иного дела, тексты художественных произведений, дидактические игры, игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности, картотеки, прогулочные карты, которые педагоги вправе разрабатывать самостоятельно для реализации Программы, и удовлетворения возникающих потребностей участников образовательного процесса, что положительно влияет на повышение качества образовательной деятельности и имидж ДОУ. Дополнительная тематическая информация обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации. Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции осуществляется педагогом на неделю. 4.8. Примерный характер сроков и тем указывает на возможность внесения изменений в план: - с учетом индивидуальных особенностей и текущих интересов детей группы, что обусловлено одним из основных принципов, указанных в п.1.4 ФГОС дошкольного образования. В частности, принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает, что ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - с учётом независящих от ДОУ обстоятельств (прекращение образовательного процесса в связи с карантином, ремонтом, аварийных ситуаций и прочее). 5. Требования к оформлению календарно-тематического плана. 5.1. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком или набран на компьютере. 5.2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф.И.О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана. 5.3. План должен содержать следующие разделы: - годовые задачи ДОУ; - режим дня группы; - список детей группы; - учебный план на учебный год; - расписание непосредственно образовательной деятельности (НОД); - циклограмма образовательной деятельности (приложение №1). - календарно-тематический план на неделю; - календарный план воспитательной работы; - страница контроля (в конце рабочей тетради) для занесения результатов проверок; - условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы). 5.4. При планировании разнообразной детской деятельности указывается дата, форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО), тема НОД, литература, страница, ссылки на картотеки. 5.5. Содержание календарно-тематического плана структурируется по блокам и оформляется в виде таблицы. Вариант таблицы для общеразвивающих групп представлен в приложении №2. Аналогично строится планирование для групп с ТРН (ОНР). - Непосредственно организованная образовательная деятельность (в соответствии с расписанием) - Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: -совместная деятельность взрослого и детей -самостоятельная деятельность детей 5.6. При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму (приложение №2), позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, распределить развитие детей по основным направлениям и видам деятельности. 5.7. Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты диагностики и результаты НОД (непосредственно образовательной деятельности) в соответствии циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов. 5.8. Обогащение педагогического процесса планируется еженедельно в соответствие с темой недели. 5.9. Последняя страница тетради календарно-тематического плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя. 6. Документация и ответственность. 6.1. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя. 6.2. Контроль за календарно-тематическим планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями, решениями педагогического совета. 6.3. Старший воспитатель на специально отведенной странице фиксирует дату проверки, цель и рекомендации, с которыми знакомит воспитателей и следит за их выполнением. 6.4. Темы и структура плана утверждается на Педагогическом совете на учебный год. 6.5. Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым Положением. Изменения, дополнения принимаются решением на Педагогическом совете МА ДОУ №48 и оформляются в форме дополнения к настоящему Положению. 6.6. Основным содержанием плана воспитательной работы являются события, рекомендованные ФОП ДО, примерные темы, социально значимые для ребёнка, общества, семьи и вызывать его личный интерес. Примерными темами для изучения с детьми могут быть: - события, описанные в художественных произведениях; - реальные события, происходящие в жизни детей; - события, специально смоделированные педагогом; - тематические мероприятия, проводимые в рамках реализации творческих проектов; - сезонные явления в природе; - праздники, традиции. Мероприятия календарного плана воспитательной работы, согласно рекомендуемых дат, вносятся в календарно-тематический план.