СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...……3
Цели и задач……………………………………………………………………..……...3
Принципы и подходы к формированию Программы……………………..………….4
Значимые для разработки и реализации характеристики Программы………….…..4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………………..7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………….……………………9
2.1. Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием
образовательных областей…………………………………………..…………………9
2.2. Формы работы с воспитанниками по реализации Программы…………………11
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………….………….….14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………....19
3.1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания…………………………………………………………………………..….19
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……….……21
3.3. Основные направления самоанализа воспитательной работы…….……...........23
1
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Образовательный процесс в Муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 48 комбинированного вида» (далее –
МАДОУ № 48) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 и «Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 года № 1155 г.).
Основная цель педагогической работы МАДОУ № 48 в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО) – это развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Современный
национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, основываясь на
базовых для общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется цель воспитания.
Цель Рабочей программы воспитания МАДОУ № 48 (далее – Программа) –
формирование у воспитанников норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности, уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, стране, Родине, развитие эмоциональной
отзывчивости, сопереживания.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
➢ укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников, в том числе их
эмоциональное благополучие;
➢ обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого
воспитанника независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
➢ создать благоприятные условия для патриотического воспитания воспитанников
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
воспитанника;
2
➢ объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на
основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
➢ формировать общую культуру личности воспитанников, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические,
интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и
ответственность;
➢ формировать понятия закона, порядка и гражданственности;
➢ воспитывать уважение к культурному наследию страны и памяти защитников
Отечества;
➢ обеспечить психолого - педагогическую поддержку семьи.
Принципы и подходы к формированию Программы:
1) полноценное проживание воспитанниками всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности
особенностей каждого воспитанника;
на
основе
индивидуальных
3) содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание
воспитанников полноценными участниками (субъектами) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьей;
6) приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов
воспитанников в различных видах деятельности;
и
познавательных
действий
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.
Значимые для разработки и реализации характеристики Программыв МАДОУ №
48 функционирует 9 возрастных групп общеразвивающей направленности, из них:
3
4 группы раннего возраста (1,5 – 3 года), 4 групп дошкольного возраста (3 – 7 лет),
1 логопедическая группа (4–7 лет).
Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определяется
исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты:
✓ для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1
ребенка, фактически находящегося в группе;
✓для групп дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров
квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Ежегодный
контингент воспитанников формируется на основе социального заказа родителей
(законных представителей). В настоящее время МАДОУ № 48 работает по
лицензии, в соответствии с которой имеет право на осуществление
образовательной деятельности. МАДОУ № 48 реализует основную
общеобразовательную программу дошкольного образования. Программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Режим работы МАДОУ № 48 - 10,5 часов. Время работы: - с 07.15 - 17.45 часов.
Выходные дни: суббота, воскресенье. Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.
Летний оздоровительный период - с 01 июня по 31 августа.
В летний
оздоровительный период образовательная деятельность направлена на
художественно – эстетическое и физическое развитие, осуществляется
оздоровительная и культурно - досуговая деятельность.
В учебный период проводится диагностика: октябрь – входная; май – итоговая.
Природно – климатические особенности Североуральск подвержен влиянию резкоконтинентального климата, что обусловлено его географическим положением и
орографией: с востока тёплым атлантическим массы воздуха преграждает путь
Уральский хребет, а северные массы арктического холодного воздуха проникают в
район с равнин Западно – Сибирской равнины. Среднегодовая температура воздуха
колеблется в пределах от −0,3 до 0 °C. Самое холодное время года — декабрь и
январь; температура в эти месяцы достигает −40 °C, а средняя в пределах −16, −18
°C. Самый тёплый месяц — июль (максимальная температура +35 °C; средняя +17
°C). Преобладающее направление ветра в зимний период - северное и югозападное, летом — западное и северо-западное. Средняя годовая скорость ветра —
2 м/сек, редко порывы ветра достигают 16-20 м/сек. С учетом особенностей
климата, природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья
населения определяется проведение оздоровительных мероприятий процедур,
организация режимных моментов. Процесс воспитания и развития в детском саду
является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса
составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1) холодный период
(сентябрь - май) - образовательный: составляется определенный режим дня и
4
осуществляется планирование образовательной деятельности с детьми в
разнообразных формах работы; 2) летний период (июнь - август) –
оздоровительный, для которого составляется другой режим дня, образовательная
деятельность направлена на художественно – эстетическое и физическое развитие,
осуществляется оздоровительная и культурно - досуговая деятельность. При
планировании образовательного процесса во всех возрастных группах вносятся
коррективы в физкультурно - оздоровительную работу. Учитывая климатические и
природные особенности Уральского региона, два раза образовательная
деятельность по физическому развитию проводится в зале и один раз – на воздухе.
Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии СП
2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и
режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных
прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется в
зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15С
и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется
сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую
половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом
детей домой. В условиях холодной уральской зимы, когда световой день
уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности
взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к
минимуму. Прогулку не рекомендуется проводить при t воздуха ниже -15С и
скорости ветра боле 15м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха
ниже -20С и скорости ветра более 15м/с. Особое внимание уделяется одежде детей,
которая должна соответствовать погодным условиям.
Социально - демографические особенности Социально – демографические
особенности образовательного процесса определяются в ходе статистических и
социально - педагогических исследований семей воспитанников.
Большинство родителей (законных представителей) воспитанников представляют
социальную группу рабочих и служащих молодого и среднего возраста, со средним
финансовым положением, с высоким и средним образовательным уровнем,
воспитывающих одного, двух и более детей. Этнический состав семей
воспитанников разнообразен, но дети русскоязычные. Уровень здоровья детей
средний.
5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы Результаты освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют
собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных
достижений воспитанников.
Целевые ориентиры освоения Программы:
✓ Владеет основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других
видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
✓ Положительно относится к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
✓ Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
✓ Достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, складываются предпосылки грамотности;
✓ Развита крупная и мелкая моторика. Подвижен, вынослив, владеет основными
произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;
✓ Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
✓ Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
6
природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием
образовательных областей Реализация Программы осуществляется на основе
вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в учебнометодическом
комплекте
примерной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Веракса,
Т.С. Комарова, М.А. Васильева;
с учетом многообразия конкретных
социокультурных,
географических,
климатических
условий
реализации
Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов
воспитанников, запросов родителей (законных представителей).
Вариативные формы, способы, методы организации образовательной деятельности:
➢ образовательные предложения для целой группы (занятия);
➢ различные виды игр, в том числе свободная игра, игра – исследование, ролевая,
сюжетная и другие виды игр, подвижные и традиционные народные игры;
➢ взаимодействие и общение воспитанников и взрослых и/или воспитанников
между собой;
➢ проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;
➢ праздники, социальные акции и т.п.;
➢ использование образовательного потенциала режимных моментов.
Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание
организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно
выбираемых воспитанниками видов деятельности. Любые формы, способы,
методы и средства реализации Программы осуществляются с учетом базовых
принципов Стандарта, принципов и подходов Программы, то есть обеспечивают
активное участие воспитанников в образовательном процессе в соответствии со
своими возможностями и интересами, личностно – развивающий характер
взаимодействия и общения. При подборе форм, методов, способов реализации
Программы для достижения планируемых результатов в форме целевых
ориентиров и развития учитываются общие характеристики возрастного развития
воспитанников и задачи развития для каждого возрастного периода.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей (далее - образовательные области):
• социально – коммуникативное развитие;
8
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
9
2.2. Формы работы с воспитанниками по реализации Программы
Образовательная область
Формы работы
Социально – коммуникативное развитие
• Индивидуальная игра
• Совместная с воспитателем игра
• Совместная со сверстниками игра
• Игровые обучающие ситуации
• Чтение
• Беседа
• Наблюдение
• Педагогическая ситуация
• Экскурсия
• Ситуация морального выбора
• Проектная деятельность
• Интегративная деятельность
• Праздник
• Совместные действия
• Рассматривание
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов,
видеофильмов, телепередач
• Экспериментирование
• Поручение и задание
• Дежурство
• Совместная деятельность взрослого и
детей тематического характера
• Сезонная деятельность на участке
Познавательное развитие
• Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность.
• Конструирование
• Экспериментирование
• Лабораторные опыты
• Развивающая игра
• Решение эвристических задач
• Викторины
• Интеллектуальная эстафета
• Наблюдение
• Проблемная ситуация
• Рассказ
• Беседа
• Интегративная деятельность
• Экскурсии
• Целевые прогулки
•
Моделирование,
игровое
моделирование
10
• Реализация проекта
• Игры с правилами Речевое развитие
• Чтение
• Беседа
• Рассматривание
• Решение проблемных ситуаций
• Разучивание стихотворений, пословиц,
поговорок
• Игра
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
• Интегративная деятельность
• Обсуждение
• Рассказ
• Инсценирование
• Ситуативный разговор с детьми
• Сочинение загадок, стихов
• Проблемная ситуация
• Использование различных видов
театра
Художественно – эстетическое развитие
•
Изготовление
украшений
для
группового помещения к праздникам,
предметов
для
игры,
сувениров,
предметов
для
познавательно
исследовательской деятельности
• Создание макетов, коллекций и их
оформление
•Рассматривание
эстетически
привлекательных предметов
• Игра
• Организация выставок
• Слушание соответствующей возрасту
народной,
классической,
детской
музыки
• Музыкально - дидактическая игра
• Беседа интегративного характера,
элементарного
музыковедческого
содержания
• Интегративная деятельность
• Совместное и индивидуальное сольное
исполнение
• Музыкальное упражнение
• Попевка, распевка
•
Двигательный,
пластический
танцевальный этюд
11
• Танец
• Творческое задание
• Концерт - импровизация
• Музыкальная сюжетная игра
• Кинезиологические упражнения
• Музыкально - ритмическая игра
• Логоритмическая игра
• Творческая мастерская Физическое
развитие
• Физкультурное занятие
• Утренняя гимнастика
• Игра
• Беседа
• Рассказ
• Чтение
• Рассматривание
• Интегративная деятельность
•
Контрольно
диагностическая
деятельность
• Спортивные и физкультурные досуги
• Спортивные состязания
•Совместная деятельность взрослого и
детей тематического характера
• Проектная деятельность
• Проблемная ситуация
Физическое развитие
• Физкультурное занятие
• Утренняя гимнастика
• Игра
• Беседа
• Рассказ
• Чтение
• Рассматривание
• Интегративная деятельность
•
Контрольно
диагностическая
деятельность
• Спортивные и физкультурные досуги
• Спортивные состязания
• Совместная деятельность взрослого и
детей тематического характера
• Проектная деятельность
• Проблемная ситуация
12
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, определяется целями и задачами
рабочей программы педагога и реализуется в различных видах деятельности - как
сквозных механизмах развития воспитанника:
➢ игровой (сюжетно - ролевая игра, игры с правилами и другие виды игры);
➢ коммуникативной (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
➢ познавательно - исследовательской (исследования объектов окружающего мира
и экспериментирования с ними);
➢ восприятие художественной литературы и фольклора;
➢ самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
➢ конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
➢ изобразительной (рисование, лепка, аппликация);
➢ музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах);
➢ двигательной формы активности ребенка (овладение основными движениями).
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Семья является институтом первичной социализации и образования, который
оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте. Поэтому при организации воспитательного процесса
необходимо учитывать такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее
ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения
родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу МАДОУ № 48. Только в
диалоге обе стороны узнают, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде.
Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства
между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для
открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем
деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе
партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для
13
обеспечения их полноценного развития. Особенно важен диалог между педагогом
и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких - либо
проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или
проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности
их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных
представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании,
согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны детского сада и
семьи.
Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при
необходимости привлекают других специалистов и службы. Таким образом,
МАДОУ № 48 занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений
в развитии детей на ранних стадиях развития. Уважение, сопереживание и
искренность являются важными позициями, способствующими позитивному
проведению диалога.
Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для
планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада
доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи,
передавая детям дополнительный опыт.
Основные направления взаимодействия с семьей:
1). Взаимопонимание и взаимоинформирование.
2). Непрерывное образование родителей (законных представителей) – просвещение
и обучение родителей (законных представителей).
3). Совместная деятельность педагогов, родителей (законных представителей),
воспитанников: акции; вечера музыки и поэзии; вечера вопросов и ответов;
семейные клубы; праздники, в том числе и семейные; прогулки; экскурсии;
проектная деятельность; семейный театр.
Формы организации взаимодействия с семьей
1. Коллективные формы взаимодействия
1.1. Общие родительские собрания.
Проводятся администрацией МАДОУ № 48 3 раза в год, в начале, в середине и в
конце учебного года.
Задачи: - информировать и обсуждать с родителями (законными представителями)
задачи и содержание воспитательно-образовательной работы; - решать
организационные вопросы; - информировать родителей (законных представителей)
14
по вопросам взаимодействия МАДОУ № 48 с другими организациями, в том числе
и социальными службами.
1.1.
Групповые родительские собрания.
Проводятся специалистами и воспитателями групп 4 раза в год и по мере
необходимости.
Задачи: - обсуждать с родителями (законными представителями) задачи,
содержание и формы воспитательно-образовательной работы; - информировать о
формах и содержании работы с детьми в семье; - решать текущие организационные
вопросы.
1.2.
«День открытых дверей». Проводится в МАДОУ № 48 специалистами и
воспитателями для родителей (законных представителей).
Задача: - знакомить с детским садом, направлениями и условиями его работы (для
вновь поступающих детей); - создать условия для объективной оценки родителями
(законными представителями) успехов и трудностей своих детей;
- наглядно обучать родителей (законных представителей) методам и формам
воспитания и образования детей в домашних условиях.
1.4. Тематические занятия. Планируются на основании запросов и анкетирования
родителей (законных представителей), проводятся специалистами и воспитателями
МАДОУ № 48 один раз в два месяца и по запросу родителей (законных
представителей). Формы проведения: «Мастер-классы», консультации, семинары,
тренинги, «Круглые столы». Задачи: - знакомить и обучать родителей (законных
представителей) формам воспитательнообразовательной деятельности; - знакомить
с задачами и формами подготовки детей к школе.
1.5. Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением
праздников занимаются специалисты и воспитатели МАДОУ № 48 с привлечением
родителей (законных представителей). Задачи: - поддерживать благоприятный
психологический микроклимат в группах и распространение его на семью; привлекать внимание родителей (законных представителей) к активному участию в
подготовке и проведению праздника.
Индивидуальные формы работы
2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам МАДОУ № 48, специалистов,
воспитателей и по мере необходимости. Задачи: - сбор необходимой информации
о ребенке и его семье; - определить запросы родителей (законных представителей)
о воспитании и образовании детей; - определить оценку эффективности работы
15
специалистов и воспитателей родителями (законными представителями); определить оценку эффективности деятельности МАДОУ № 48 родителями
(законными представителями).
2.2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей
(законных представителей) и по плану воспитательно-образовательной работы
воспитателей и специалистов. Задачи:
- оказывать индивидуальную и
коллективную помощь родителям (законным представителям) по вопросам
образования и воспитания; - оказывать индивидуальную и коллективную помощь в
форме домашних заданий.
2.3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивают администрация и педагогпсихолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и
пожеланиями родителей (законных представителей).
Задача: оперативное
реагирование администрации МАДОУ № 48 на различные ситуации и
предложения.
2.4. Родительский час. Проводится педагогами детского сада 1 – 2 раза в месяц и по
запросу родителей (законных представителей).
Формы проведения: беседы, консультации, буклеты, посещение семей. Задачи: информировать
родителей
(законных
представителей)
о
ходе
воспитательнообразовательной работы с ребенком, разъяснение способов и
методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях,
помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы; - повышать
педагогическую грамотность родителей (законных представителей); - оказывать
помощь в построении семейного воспитания;
- проводить профилактику
девиантного поведения у детей и обеспечения всестороннего их развития; формировать преемственность воспитательной стратегии детского сада и семьи.
3. Формы наглядного информационного обеспечения
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и
передвижные стенды и выставки размещены в приемных групп, коридорах
МАДОУ № 48. Задачи: - информировать родителей (законных представителей)
об организации деятельности МАДОУ № 48; - информировать о графиках работы
администрации и специалистов.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной
работы педагогов. Задачи: - знакомить родителей (законных представителей) с
формами продуктивной деятельности детей; - привлекать и активизировать
интерес родителей (законных представителей) к продуктивной деятельности своего
ребенка.
16
4. Новые формы, внедряемые в МАДОУ № 48
4.1. Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание
совместных детско-родительских проектов. Задача: активизировать совместную
экспериментально-исследовательскую
деятельность
родителей
(законных
представителей) и детей.
4.2. Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп,
электронной почты для родителей (законных представителей). Задачи: позволяет
родителям (законным представителям) быть в курсе содержания деятельности
группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает детский сад.
Родители (законные представители) могут своевременно и быстро получить
различную информацию: презентации, методическую литературу, задания,
получить ответы по интересующим вопросам.
4.3. Организация образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий. Формы проведения: веб-занятия; консультации –
могут быть очными (on-line) и заочными (off-line); переписка через электронную
почту с целью индивидуального и группового общения с родителями (законными
представителями); просмотр видео – материалов, презентаций; прослушивание
аудиозаписей; изучение печатных и других методических пособий и материалов.
Задачи: - повышать эффективность организации воспитательно-образовательного
процесса, качества образования; - предоставить равный доступ к полноценному
образованию разным категориям воспитанников в соответствии с их
способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - обеспечить
воспитанникам и их родителям (законным представителям) возможности
выстраивания индивидуальной образовательной траектории; - формировать
способности к самостоятельной познавательной деятельности воспитанников; создавать условия для получения полного образования воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья; - использовать ресурсы сети Интернет
для оптимизации воспитательно-образовательного процесса; - вовлекать всех
участников образовательных отношений в единое информационнообразовательное
пространство.
17
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания МАДОУ № 48, реализуя Программу, обеспечивает материально технические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить
задачи, в т. ч.:
➢ осуществлять все виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;
➢ организовывать участие родителей (законных представителей) воспитанников,
педагогических работников и педагогов в разработке Программы, в создании
условий для ее реализации;
➢ использовать в образовательном процессе современные образовательные
технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и
культурные практики социализации детей);
➢ обновлять содержание Программы, методики и технологий ее реализации в
соответствии с динамикой развития системы образования, запросами
воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей
социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной
социализации воспитанников;
➢ обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого
потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации,
осуществляющей воспитательно-образовательную деятельность, повышения их
профессиональной,
коммуникативной,
информационной,
правовой
компетентности.
В МАДОУ № 48 созданы материально - технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
Программы; 2) выполнение требований: – санитарно - эпидемиологических
правил и нормативов: – пожарной безопасности и электробезопасности; – охране
здоровья воспитанников и охране труда работников МАДОУ № 48;
3)
возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, в т. ч. детей - инвалидов, к объектам инфраструктуры
МАДОУ № 48.
Материально - техническое оснащение МАДОУ № 48:
✓ группы – мебель, наглядно - дидактические пособия в соответствии с возрастом
воспитанников, шкаф для хранения канцелярских принадлежностей, детские
игровые модули, детский мини – диван, столы и стулья для детей, напольное
ковровое покрытие, шкаф для хранения посуды, моечные раковины;
18
✓ музыкальный зал - музыкальный центр, проектор, пианино, музыкальные
инструменты, различные виды театра, ширмы, разнообразные пособия для
проведения музыкальных занятий и праздников, костюмы, атрибуты для
декорирования, новогодняя елка;
✓ спортивный зал - кабинет для хранения спортивного оборудования, спортивное
оборудование, мягкие модули, гимнастические скамейки, ребристые доски, мячи,
обручи, канаты, тренажеры и другие необходимые для занятий пособия;
✓ методический кабинет - компьютер, пособия для занятий с воспитанниками,
методическая литература, столы, стулья;
✓ логопедический кабинет – детские столы и стулья, зеркало настенное, ковровое
покрытие, дидактический стол для песочной терапии, облучатель бактерицидный,
стеллаж для методической литературы и пособий;
✓ кабинет педагога– психолога – детские столы и стулья для проведения занятий,
ковровое покрытие, шкаф для хранения методической литературы и пособий,
информационный уголок для родителей (законных представителей);
✓Лекотека - детские столы и стулья, настенное зеркало, мягкие модули, ковровое
покрытие, дидактический стол, дидактические пособия и развивающие игры;
✓ библиотека – художественная литература для детей и взрослых, детские
познавательные журналы, энциклопедии, смарт – доска, мини – диван, детские
столы и стулья;
✓ коридоры МАДОУ № 48 - стенды для родителей (законных представителей);
стенды для сотрудников;
✓ участки - прогулочные площадки для детей всех возрастных групп; игровое,
функциональное, и спортивное оборудование; физкультурная площадка; дорожки
для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения; огород,
цветники;
✓ спальни - детские спальные принадлежности, стол для педагога, стул для
педагога;
✓ приемные - детские шкафчики, детские скамейки, напольное ковровое
покрытие, зеркало, стенд для родителей;
✓ туалеты - детские умывальники, детские унитазы, полотенцедержатели, шкаф
для хранения уборочного инвентаря. В МАДОУ № 48 имеются 6 компьютеров с
выходом в Интернет и электронной почтой, 4 принтеров.
МАДОУ № 48
19
постоянно обогащает материально - техническую базу, развивающую предметно пространственную среду в соответствии с современными требованиями.
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Задачи
педагога по организации событий, праздников, мероприятий:
➢ Поощрять желание воспитанников заниматься интересной самостоятельной
деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц,
шум дождя, музыку, мастерить, рисовать, музицировать и т.д.
➢ Создавать условия для самостоятельной деятельности воспитанников, отдыха и
получения новых впечатлений.
➢ Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и
обычаями народа, истоками культуры.
➢ Вовлекать воспитанников в процесс подготовки разных видов развлечений.
➢ Формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и
литературных концертах, спортивных играх и т.д.
➢ Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
➢ Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание заниматься
интересным творческим делом (лепить, рисовать и т.д.).
➢ Приобщать воспитанников к праздничной культуре русского народа. Развивать
желание принимать участие в праздниках.
➢ Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в
детском саду, поселке, стране.
➢ Воспитывать любовь к Родине.
➢ Содействовать развитию индивидуальных предпочтений
разнообразных видов деятельности, занятий различного содержания.
в
выборе
➢ Формировать творческие способности каждого воспитанника.
➢ Побуждать воспитанников к самостоятельной организации выбранного вида
деятельности.
20
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Название мероприятия
Выставка семейного творчества «Вот
оно, какое наше лето» Тематический
праздник, посвященный Дню Знаний
Месячник
профилактики
детского
дорожно - транспортного травматизма
(безопасные маршруты – перекресток,
пешеходный
переход,
светофор)
Выставки творческих работ «Берегись
автомобиля»,
«Соблюдай
правила
дорожного движения» Цикл экскурсий в
детскую библиотеку (Мой поселок,
Родники родного края, История города,
писатели города) Практическое занятие
– эвакуация по пожарной безопасности
Участие в Кроссе Наций Праздничный
концерт,
посвященный
Дню
дошкольного работника Экологический
субботник с родителями (законными
представителями)
Неделя
семейных
традиций,
посвященная Дню пожилого человека,
семье,
родословной,
профессиям
Праздничный концерт для ветеранов
Труда,
пожилых
людей
поселка
Черемухово Участие в городском
конкурсе по безопасности дорожного
движения для детей дошкольного
возраста
«Зеленый
огонёк»
Тематические
праздники
«Золотая
осень» Цикл экскурсий в библиотеку
поселка «В гостях у детских книг»;
«Улицы родного города, поселка» - в
честь кого названы улицы города,
поселка День здоровья
Участие в городском конкурсе «Чтобы в
дом не пришла беда, будем с огнем
осторожны
всегда!»
Праздничный
концерт ко Дню Матери «Славным
мамам посвящается…» Театральная
неделя «Театр и дети» Выставка
семейного творчества «У мамы руки
золотые» День открытых дверей
Выставка
семейного
творчества
«Зимние
зарисовки»
Новогодние
праздники
Народный праздник «Рождественские
калядки»
Выставка
семейного
21
творчества
«Новогодняя
елка»
Экологический субботник с родителями
(законными представителями) Февраль
Участие в городском спортивном
марафоне «Лыжня России» Музыкально
- спортивный праздник «Будущие
защитники
Отечества»
Выставка
детского творчества «Российская армия»
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Народный
праздник
«Масленица»
Тематический праздник «8 марта»
Выставка семейного творчества «Мама,
как пуговка – на ней все держится»
Выставка детского творчества «Милой
маме» Участие в муниципальном этапе
экологической кейс-игры для детей
дошкольного возраста «GreenTeam»
Выставка семейного творчества «Весна красна» Тематический праздник «День
Земли» Тематические занятия «День
космонавтики» Мероприятия ко Дню
поселка Экологический субботник с
родителями
(законными
представителями)
Выставка детского творчества «Никто
не
забыт,
ничто
не
забыто»
Праздничный концерт «День Победы»
Участие в городской легкоатлетической
эстафете Праздник «До свидания
детский сад!»
Тематический праздник, посвященный
Дню защиты детей Тематические
занятия «Безопасность в летний период»
Мероприятия ко Дню России
Мероприятия ко Дню семьи, любви и
верности
Тематические
занятия
«Правила дорожной безопасности»
Август Праздничные мероприятия ко
Дню Шахтера Смотр групп «Готовность
к учебному году»
3.3. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ
организуемой в МАДОУ № 48 воспитательной работы проводится с целью
выявления проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ
осуществляется ежегодно силами МАДОУ № 48 с привлечением (при
22
необходимости и по самостоятельному решению администрации МАДОУ № 48)
внешних экспертов.
Основные принципы,
воспитательной работы:
на
основе
которых
осуществляется
самоанализ
• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между воспитанниками и педагогами;
• принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с воспитанниками деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие воспитанников – это результат как социального воспитания (в котором
детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития воспитанников.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников. Критерием, на основе которого
осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития
воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с
старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании
педагогического совета. Способом получения информации о результатах
воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой совместной деятельности
взрослых и воспитанников. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей
совместной деятельности воспитанников и взрослых. Осуществляется анализ
23
старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о
состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности воспитанников и
взрослых могут быть беседы с родителями (законными представителями),
педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании педагогического совета. Внимание при этом
сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством мероприятий,
проводимых на уровне детского сада; - качеством совместной деятельности
воспитателей и родителей (законных представителей); - качеством проводимых
экскурсий, открытых мероприятий; - качеством организации соревнований,
праздников, развлечений и досугов.
Итогом самоанализа воспитательной работы является перечень выявленных
проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в
следующем учебном году.
24